Знаете, вот спросишь у обывателя «какие наручные часы ты считаешь надежными?» и он без промедления ответит «конечно же швейцарские!». В сознании большинства людей четко закрепилось представление о несомненном качестве продукции швейцарских мануфактур. Если обращаться к текущему порядку вещей — безусловно это так. Никто не будет спорить — часовая промышленность в Швейцарии это высший уровень. Но мне хочется привнести толику справедливости в современный мир и рассказать о совсем забытых временах (хотя не таких уж и давних), когда наработки русских мастеров использовали и развивали в дальнейшем мастера швейцарские и немецкие. Я не имею в виду, что чертежи отечественных часовщиков нагло украдены западными мастерами, воспроизведены, а после на этом сделаны миллионы франков — не все так серьезно. Тут больше хочется сделать упор на развитие собственной часовой промышленности в 19-20 веке, участники которого даже в то время оказались практически без внимания.
К сожалению, подобная участь касалась многих русских ученых прежнего времени. Как пишет Генрих Канн в своей книге про часовое искусство: «…колоссальные творческие способности при отсутствии средств, темная, давящая среда и отсюда громадная трата сил на преодоление бессмысленных препятствий…» регулярно мешала гениям творить. В целом, в современное время не сказать что произошел фундаментальный сдвиг в этом отношении.
По большому счету, именно книга Г. Канна «Краткая история часового искусства» и побудила меня написать что-нибудь на тему отечественных мастеров. Саму книгу очень рекомендую (свободно находится через несколько секунд гугления). Не буду заниматься построчным цитированием, но основной посыл будет передан из главы про наше часовое искусство. Обращаясь к этой книге, обязательно расскажу про Генриха Канна.
С чего все начиналось
Генрих Иосифович Канн (1872-1945) был хорошим часовщиком, ювелиром, купцом гильдии, поставщик Императорской Гвардии. В начале 20 века управлял одним из главных часовых торговых домов Российской Империи — Генрихъ Канъ.
Продукция торгового дома встречается и с иностранным написанием Heinrich Kann и с русским. В период с 1910 по 1914 года содержал специальный магазин призовых часов для войск в Санкт-Петербурге. Несмотря на октябрьскую революцию, уже в советское время Канн прилагал огромное количество усилий для создания и развития дела часовых мастеров в СССР. Под его авторством были выпущены четыре учебника, по которым многие часовщики работают до сих пор, а также написал книги «Краткая история часового искусства» (1926г) и «Часы и их применение» (1928г). Все это было сделано для популяризации часовой промышленности в советском союзе.
К концу 19 века уже существовало кустарное производство простых часов преимущественно среди подмосковных кустарей. Не имея никакой поддержки со стороны правительства, мастера попадали в руки кулаков. Способности и таланты глохли под игом эксплуатации. Работая по их порядкам, не было возможности даже и думать о совершенствовании производства. Часовая промышленность была тяжелым трудом и являлась мастерством, с помощью которого кустари зарабатывали себе на пропитание.
Новая эра в часовом деле
В 1900 году Министерство Финансов открывает учебное заведение, где появилась возможность обучаться часовому делу. Заведовать курсом было поручено профессору Н.Б. Завадскому.
В заведении имелось два отделения: механико-оптическое и часовое. Упор в обучении ставился на изготовление часовых механизмов, либо по своей конструкции похожим на них — обучение ремонту часов отходило на второй план, так как недостатка рабочих рук в этом направлении не было, а работа эта оплачивалась совсем скудно.
Первые результаты обучения были заметны на Международной выставке часов, ювелирных и механико-оптических изделий в 1909 году в Петербурге. Механизмы разнообразных типов, изготовленных учениками школы из сырых материалов (будь то медь, сталь, стекло), были отмечены посетителями выставки. Отдельно стоит выделить отдел оптики и точной механики, который представил машину для изготовления математически точных винтов с автоматическими поправками на неравенство и цену шага. Машина была спроектирована Завадским, а выполнена его учениками.
Часы «Механико-оптической и часовой школы» имели на выставке одно из преобладающих значений. Выставочный комитет попросил школу организовать показательную мастерскую, где ученики при публике изготовляли детали часовых механизмов.
На этой выставке присутствовал Луи Гризель (Louis Grisel). Обратив внимание на станок и приспособления к изготовлению фрез системы профессора Завадского, Гризель попросил снять чертежи и впоследствии внедрил подобного рода станки на нескольких швейцарских фабриках. На прошедшей в том же (1909) году «Международной выставке новейших изобретений» экспонаты школы Завадского были отмечены высшей наградой.
Чем все закончилось
В 1913 году Завадский отправляется в командировку заграницу, где у него появилась возможность лично провести сравнение — на каком уровне находится часовая промышленность западная и отечественная. Он отмечает, что отечественное производство во многом даже превосходит западное, подкрепляя это перечнем фактов. В том же 1913 году швейцарская пресса упрекала собственных фабрикантов за то, что они действуют непатриотично передавая свои знания Завадскому. Таким образом они вредят себе, помогая усовершенствовать русскую часовую школу и лишая себя русского рынка.
Но русский рынок был в состоянии лишить себя сам. Правительство не уделяло должного внимания промыслу часовой школы. Завадскому в 1913 году было отказано в кредите на 40 тыс. рублей, направленного на покупку оборудования для производства механических карманных часов. Подобная продукция могла сильно улучшить финансовое положение школы и дать толчок, чтобы вся часовая промышленность быстрее развивалась.
Дальше уже революция, школа еле еле переживает тяжелые времена, но всё же сможет устоять после реорганизации. Все это будет позже, но очень жаль, что не было уделено должного внимания этой сфере именно в момент, когда все указывало на то, что часовая промышленность на заметном подъеме. Канн в конце своей книги говорит: «Пора нам встряхнуться и понять, что и мы можем стать на путь серьезной конкуренции с заграницей в деле часового производства». Лично мне кажется, что и сейчас совсем не стоит забывать встряхиваться и понять, что уже в современной отечественной часовой промышленности есть свои гении.